Характерными особенностями железнодорожного транспорта являются:
– большая масса подвижного состава. Общая масса грузового поезда составляет около 5 тыс.т., масса пассажирского состава – около 1тыс. т, масса одной цистерны – 80-100 т;
– определенное количество вагонов в составе: в пассажирском поезде – в среднем 16. в грузовом – 75. Максимальное число вагонов в составе – 110;
– высокая скорость передвижения состава;
– опасные участки дороги (мосты, спуски, подъемы);
– наличие человеческого фактора (управление локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание).
Железная дорога представляет собой потенциальную опасность для людей. Это связано с транспортировкой опасных грузов, скоплением их в поездах, на станциях, в складах, использованием горюче-смазочных материалов в виде топлива для локомотивов.
Все вышеперечисленные факторы приводят к возникновению различных аварий и катастроф на железнодорожном транспорте. Для ликвидации последствий аварий на железнодорожном транспорте ОАО «РЖД» располагает достаточными силами и средствами (на 17 дорогах в состав их сил, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, входят 304 восстановительных и 369 пожарных поездов). Поэтому, если авария устраняется в течение суток, привлечение сил и средств РСЧС, как правило, не требуется. В то же время, если авария связана с десятками погибших и сотнями пострадавших, когда требуется проведение сложных спасательных работ по извлечению людей из завалов и разрушенных конструкций вагонов, тогда использование дополнительных сил необходимо.
Взаимодействие сил при таких чрезвычайных ситуациях крайне важно, так как, кроме чисто технических проблем (разборки завалов, тушения пожаров, восстановления железнодорожного пути и т.п.), приходится решать задачи с привлечением дополнительных сил.
Вводная:
В 07:00 (время местное) 27 августа 2019 года дежурному по железнодорожной станции Нижневартовск-1 поступило сообщение о том, что на базе Нижневартовской дистанции пути (ПЧ-32) – структурного подразделения центральной дирекции инфраструктуры – филиал ОАО «РЖД» по адресу: Северная 31, при производстве маневров на стрелочном переводе № 163 пути №25, произошел сход грузовой цистерны, наполненной дизельным топливом (аварийная карточка № 315) с повреждением корпуса.
По докладу составителя поездов, в результате повреждения корпуса цистерны, из образовавшейся пробоины примерной площадью до 25 см2, происходит вытекание груза с интенсивностью течи 4,5 кг/с, с возгоранием.
- площадь разлива составляет ориентировочно 90,7 м2;
- имеются пострадавшие в количестве 2-х человек, с ожогами различной степени тяжести;
- разрушено верхнее строение пути протяженностью 15 м и стрелочный перевод.
Цели:
- Повышение уровня знаний и навыков руководящего состава железнодорожной станции Нижневартовск-1 в управлении, организации и поддержании взаимодействия с органами управления и силами городского звена РСЧС.
- Совершенствование практических навыков руководящего и командно-начальствующего состава по управлению формированиями постоянной готовности при организации и проведении аварийно-спасательных работ.
- Проверка реальности плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера железнодорожной станции Нижневартовск-1
- Проверка готовности НФГО и аварийно-восстановительных формирований постоянной готовности к действиям в зоне чрезвычайной ситуации согласно предназначению.
К учениям привлекались:
- Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности объекта станции Нижневартовск-1.
- Аварийно – полевая команда станции Нижневартовск-1
- МКУ г. Нижневартовска « Управление по делам ГО и ЧС».
- Восстановительный поезд железнодорожной станции Сургут.
- Пожарный поезд железнодорожной станции Сургут.
- Отделенческая клиническая больница на станции Сургут.
- Сибирский отряд ВО ФГП ВО ЖДТ России.
- Нештатное формирование Нижневартовской дистанции пути (санитарный пост).
- ФГКУ “5 ОФПС по ХМАО-Югре”.
- Нижневартовский центр «ЭКОСПАС»