Учения по отработке ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с происшествием на железнодорожном транспорте.

Ведущее место в транспортной системе РФ занимает железнодорожный транспорт. На его долю приходится более 65% суммарного грузооборота и 42% пассажирооборота страны. По железным дорогам России курсируют тысячи грузовых, пассажирских, специальных составов.

Характерными особенностями железнодорожного транспорта являются:

– большая масса подвижного состава. Общая масса грузового поезда составляет около 5 тыс.т., масса пассажирского состава – около 1тыс. т, масса одной цистерны – 80-100 т;

– определенное количество вагонов в составе: в пассажирском поезде – в среднем 16. в грузовом – 75. Максимальное число вагонов в составе – 110;

– высокая скорость передвижения состава;

– опасные участки дороги (мосты, спуски, подъемы);

– наличие человеческого фактора (управление локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание).

Железная дорога представляет собой потенциальную опасность для людей. Это связано с транспортировкой опасных грузов, скоплением их в поездах, на станциях, в складах, использованием горюче-смазочных материалов в виде топлива для локомотивов.

Все вышеперечисленные факторы приводят к возникновению различных аварий и катастроф на железнодорожном транспорте. Для ликвидации последствий аварий на железнодорожном транспорте ОАО «РЖД» располагает достаточными силами и средствами (на 17 дорогах в состав их сил, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, входят 304 восстановительных и 369 пожарных поездов). Поэтому, если авария устраняется в течение суток, привлечение сил и средств РСЧС, как правило, не требуется. В то же время, если авария связана с десятками погибших и сотнями пострадавших, когда требуется проведение сложных спасательных работ по извлечению людей из завалов и разрушенных конструкций вагонов, тогда использование дополнительных сил необходимо.

Взаимодействие сил при таких чрезвычайных ситуациях крайне важно, так как, кроме чисто технических проблем (разборки завалов, тушения пожаров, восстановления железнодорожного пути и т.п.), приходится решать задачи с привлечением дополнительных сил.

Вводная:

В 07:00 (время местное) 27 августа 2019 года дежурному по железнодорожной станции Нижневартовск-1 поступило сообщение о том, что на базе Нижневартовской дистанции пути (ПЧ-32)  – структурного подразделения центральной дирекции инфраструктуры –  филиал ОАО «РЖД»  по адресу: Северная 31,  при производстве маневров  на стрелочном переводе № 163 пути №25, произошел сход грузовой цистерны, наполненной дизельным топливом (аварийная карточка № 315) с повреждением корпуса.

По докладу составителя поездов, в результате повреждения корпуса цистерны, из образовавшейся пробоины примерной площадью до   25 см2, происходит вытекание груза с интенсивностью течи 4,5 кг/с, с возгоранием.

  • площадь разлива составляет ориентировочно 90,7 м2;
  • имеются пострадавшие в количестве 2-х человек, с ожогами различной степени тяжести;
  • разрушено верхнее строение пути протяженностью 15 м и стрелочный перевод.

Цели:

  • Повышение уровня знаний и навыков руководящего состава железнодорожной станции Нижневартовск-1 в управлении,  организации и поддержании взаимодействия с органами управления и силами городского звена РСЧС.
  • Совершенствование практических навыков руководящего и командно-начальствующего состава по управлению формированиями постоянной готовности при организации и проведении аварийно-спасательных работ.
  • Проверка реальности плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера железнодорожной станции Нижневартовск-1
  • Проверка готовности НФГО и аварийно-восстановительных формирований постоянной готовности к действиям в зоне чрезвычайной ситуации согласно предназначению.

К учениям привлекались:

  1. Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности объекта станции Нижневартовск-1.
  2. Аварийно – полевая команда станции Нижневартовск-1
  3. МКУ г. Нижневартовска « Управление по делам ГО и ЧС».
  4. Восстановительный поезд железнодорожной станции Сургут.
  5. Пожарный поезд железнодорожной станции Сургут.
  6. Отделенческая клиническая больница на станции Сургут.
  7. Сибирский отряд ВО ФГП ВО ЖДТ России.
  8. Нештатное формирование Нижневартовской дистанции пути (санитарный пост).
  9. ФГКУ “5 ОФПС по ХМАО-Югре”.
  10. Нижневартовский центр «ЭКОСПАС»